Это интересно
Что видят дети с различной остротой зрения?
Частичнозрячие дети с остротой зрения 0,005-0,01 с коррекцией на лучшевидящем глазу на близком расстоянии (0,5-1,5 м) различают контуры объектов. Это различение грубое, без выделения деталей. Но даже оно имеет значение в повседневной жизни ребенка для ориентировки в мире предметов, его окружающих.
Частичнозрячие дети с остротой зрения от 0,02 до 0,04 с коррекцией на лучшевидящем глазу, по выражению зарубежных тифлопедагогов, имеют «передвигательное зрение»: при передвижении в пространстве они различают на расстоянии 3–4 метров форму предметов, их величину и цвет, если он яркий. В специально созданных условиях (дополнительное освещение, уменьшение расстояния до текста и пр.) частичнозрячие, имеющие остроту зрения 0,02 на лучшевидящем глазу, могут читать плоский шрифт, рассматривать цветные и однотонные иллюстрации. Дети с остротой зрения 0,03-0,04 стремятся широко использовать зрение для чтения и письма, чем могут спровоцировать зрительное утомление, отрицательно сказывающееся на состоянии их зрительных функций. Следует помнить, что для частичнозрячих детей, несмотря на имеющееся у них остаточное зрение, основным источником познания является осязание. Его совместное использование с остаточным зрением весьма значительно расширяет и обогащает возможности чувственного познания мира частичнозрячими детьми.
При остроте зрения от 0,05 до 0,08 с коррекцией на лучшевидящем глазу (глубокое слабовидение) ребенок на расстоянии 4-5 метров различает движущиеся предметы, читает крупный плоский шрифт, различает плоские контурные изображения, цветные иллюстрации и контрастные изображения. У этих детей зрение остается ведущим в чувственном познании окружающего мира.
Острота зрения от 0,09 до 0,2 позволяет слабовидящему ребенку с помощью зрения изучать учебный материал в специально организованных условиях (при наличии специальных учебников и тетрадей, специального оборудования и пр.). Такие дети могут читать обычные книги, писать плоским шрифтом, ориентироваться в пространстве, на расстоянии наблюдать окружающие предметы, трудиться под систематическим контролем зрения. Только для чтения и письма, восприятия картин, схем и другой зрительной информации многим из них требуется больше времени и специально созданные условия.