Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Сенсорные навыки наших детей

Дата: 12 февраля 2019 в 22:04

         Первый год жизни ребёнок проявляет интерес к окружающим его предметам: фиксирует взгляд на предмете, прослеживает за его перемещением, обследует его взглядом, ртом, руками, а потом пытается вести обследование при помощи глазо-двигательной координации. Это только условия, при которых ребёнок сможет постепенно сформировать сенсорные эталоны в ближайшем будущем.

На втором году жизни, благодаря активным движениям ребёнка, начинают формироваться сенсорные навыки. Развитие сенсорики является частью познавательного развития и тесно взаимосвязано с формированием внимания, памяти, воображения, мышления и речи. Она развивается при:

  • активизации восприятия предметов и явлений, выделении их особенностей, выявлении и определении простых связей между ними;
  • использовании выявленных взаимосвязей в своих манипуляциях с предметами (2 контрастные величины; 3-4 цвета; свойства: тяжёлый, лёгкий, мягкий, твёрдый, холодный, тёплый и др.);
  • участии всех анализаторов в обследовании предметов, активном использовании зрительного и слухового восприятия сенсорно-перцептивных процессов и мелкой моторики в совместной предметной деятельности детей с взрослыми.

На третьем году жизни сенсорика развивается при:

  • активизации мелкой моторики и стимулировании тактильных чувств, зрительного и слухового восприятия;
  • стимулировании обследования  и отличия предметов, контрастных по форме, цвету, величине;
  • формировании представлений об особенностях предметов в процессе активной предметной деятельности без ограничения материалов по форме, цвету, величине и др.;

Сенсорное развитие ребёнка осуществляется через все образовательные области в условиях насыщенности сенсорной информацией предметного окружения.

На четвёртом году жизни в структуре детского восприятия происходят существенные изменения. В разных видах деятельности появляются условия для активного сенсорного развития ребёнка. От опредмечивания и предэталона (овал как огурец) они переходят к овладению сенсорными эталонами, их численность возрастает. Совершенствуются и исследовательские перцептивные действия, которые содействуют формированию наглядного образа при восприятии предметов. Накопление богатейшего сенсорного опыта является важным условием развития образных форм психической деятельности – образной памяти, наглядно-образного мышления, фантазирования. Совершенствуется предметное восприятие, оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным. В процессе восприятия внешних примет (формы, размера, цвета размещения) у ребёнка формируется представление о внутренних особенностях предмета. Ребёнок узнаёт предметы по определённой примете, объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенную примету. У ребёнка начинает проявляться фантазия. Он начинает отличать выдумку от реальности. Возникает непроизвольное внимание, способность сконцентрировать и удерживать его довольно долго, если объект ему интересен.

Сенсорика развивается при условии:

  • активного совершенствования всех органов чувств, при помощи свободных действий с природными материалами (глиной, песком, водой и т.д.) и простыми безопасными приспособлениями (деревянными брусками, пластилином, красками и др.) активного восприятия предметов в процессе практических действий;
  • совершенствования умения ориентироваться в окружающем мире;
  • развитие мелкой моторики рук путём овладения предметно-приспособительными действиями, использовании мелких предметов в играх и деятельности;
  • формирование представлений о предметах и явлениях, про их качества и особенности;
  • овладения словесным описанием действий, особенностей и качеств (сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др.) использование их как меры с которой сопоставляются особенности предметов (например соотношение величины между тремя предметами: большой – маленький – самый маленький)

На пятом году жизни сенсорика развивается при условии:

  • подкрепления последовательного и системного обследования и восприятия предметов в процессе практических действий выделения в них отдельных частей, установления соотношений между ними, словесного описания действий, свойств, качеств;
  •  стимулирования правильного оценивания цвета, форм, величины, пространственных отношений, ритма музыкальных звуков и др., на основе знакомства с эталонами внешних признаков предметов; овладения эталонами формы и цвета.
  • Развитие мелкой моторики (овладение новыми предметно-орудийными действиями: использование кисточки, ножниц и др. мелких предметов в деятельности);
  • Активного восприятия пространства, времени, движения;
  • Формирование представлений о предметах и явлениях, об их свойствах и качествах (представление об отношении части и целого, о связях основных элементов конструкции, о зависимости строения тела животного от условий их жизни и др.).

На данном возрастном периоде ребёнок выполняет разнообразные перцептивные обследовательские действия: владеет зрительным и осязательным обследованием формы предмета (рассматриванием, ощупыванием, прислушиванием и др.), выделяет детали, анализирует сложную форму, усваивает временные отношения (утро, день, вечер, сегодня, завтра, вчера, дни недели, времена года), ориентируется в пространстве (далеко, близко, вверху, внизу, впереди, сзади, над, под, в, на, и др.).

Имеет представление о многообразии овалов, треугольников, многоугольников, способен самостоятельно изготовить новые формы (путём вырезывания, конструирования, лепки).

Решает умственные задачи без участия практических действий, планирует деятельность, представляет будущий результат своих действий.

На шестом году жизни сенсорика развивается при условии:

  • Стимулирования планомерного и последовательного восприятия, обследования и описания предметов и явлений на основе действий восприятия: идентификации, отнесения к эталону, моделирующих действий; подкрепления произвольных действий: поиск, рассматривание, наблюдение;
  • Формирование сенсорных эталонов и эталонов фонем родного языка, подводящих к элементарному восприятию действительности;
  • Обучение умению наблюдать, выделяя характерные и существенные признаки в предметах и явлениях, сравнивать и обобщать их по этим признакам;
  • Подкрепления умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, а так же названием предмета и его строением, материалом из которого изготовлен предмет, его назначением и др.;
  • Упражнения в определении материалов, из которых изготовлены предметы на основе ощущений (зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых, осязательных, тактильных);
  • Активизации наблюдательности, умения обследовать предметы, сравнивать их, видеть незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), определять изменения в расположении (спереди - сзади, направо – налево, под - над, посредине - сбоку) в двухмерном и трёхмерном пространстве;
  • Уточнения и расширения представлений о предметах  и явлениях окружающей жизни и природы;
  • Развития художественного восприятия окружающего мира;
  • Подкрепления адекватного восприятия себя во времени, формируя самооценку и притязания («Я могу это сделать за 5 минут», «Я был, есть, буду…» и др.);
  • Развития психомоторных способностей ребёнка (координация и соразмерность движений кисти рук и мелкой моторики, зрительно-моторная координация и др.).

От 5 до 7 лет ребёнок дифференцирует сенсорные эталоны (различает цветовые тона в шкале светлоты, выделяет промежуточные цвета, ориентируется в вариативности геометрических форм, различает по пропорциям, величине и количеству углов и т.п.).

Смешивает цвета, группирует геометрические фигуры, выстраивает сериационные ряды – больше – меньше от тёмного к светлому и т.п.

Овладевает сложными приёмами наглядного моделирования: моделирует предметы (в конструировании, аппликации …); звуковысотные отношения; состав слова; пространственные отношения между объектами.

Овладевает сложными видами восприятия: владеет анализирующим восприятием, наблюдением.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.