Как сформировать в условиях семьи готовность ребёнка
к школьному обучению
В семье всегда имеется больше возможностей, позволяющих индивидуально в домашних условиях решить многие вопросы, возникающие в воспитании ребёнка. весь уклад жизни семьи, обычаи оказывают естественное дисциплинирующее воздействие на детей.
- Старайтесь, чтобы общение ребёнка и взрослых в семье было наполнено естественной деятельностью, участием его в домашних делах и мероприятиях.
В традиционной домашней педагогике есть непреходящие ценности: семейные традиции, формирующие в ребёнке черты, которые делают его физическим и духовным продолжением своих родителей. Воспитание в семье помогает сохранить в ребёнке его собственное «Я», оградить его от обезличивания.
- Помните: семья – это среда, где все мелочи, из которых состоит повседневность, формируют личность ребёнка.
В период подготовки ребёнка к школе вам поможет обращение к специальной педагогической литературе, которая познакомит вас со взглядами дошкольных педагогов по вопросам воспитания и обучения детей.
- Не спешите, как можно раньше научить ребёнка читать, считать и писать, так как психологи часто констатируют неготовность дошкольника к изменению социальной позиции, систематическому обучению.
- Помните: школьная готовность формируется всей предшествующей дошкольной жизнью ребёнка, а не только тем, что был наполнен последний перед школой год.
Важную роль в формировании готовности к школьному обучению играет организация режима дня будущего первоклассника.
- Заранее до поступления в школу приучайте ребёнка к строгому распорядку занятий, отдыха, питания, так как с ранних лет легче выработать привычку к организованности и порядку, которая постепенно станет чертой его характера.
- Помните: для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятия имеет большое значение.
Основой режима дня является выработка у ребёнка определённого распорядка, который, повторяясь изо дня в день, настраивает на учёбу, отдых, физическую активность, что облегчает выполнение всех дел, повышает работоспособность дошкольника.
Привычка ложиться спать и вставать в одно и тоже время способствует быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выспавшийся ребёнок лучше воспринимает учебную информацию, объяснения учителя на уроке, быстрее справляется с приготовлением домашнего задания.
Дети, приученные к режиму питания, реже страдают плохим аппетитом, пища у них лучше усваивается, оказывается более полезной и кажется вкуснее.
К изменению привычного уклада жизни с поступлением в школу быстрее привыкают дети, посещавшие ранее детский сад.
- Старайтесь убедить ребёнка в важности правильной организации распорядка дня, чтобы он осознал необходимость соблюдения дисциплины в школе.
- Обязательно учитывайте индивидуальные особенности вашего ребёнка, оставляйте запас времени режимных моментов, если малыш отличается медлительностью и нерасторопностью.
Пребывание в школе, особенно в первые месяцы, для первоклассников весьма утомительно. Привычка к организованности и порядку, сформированная в дошкольном детстве, поможет ребёнку адаптироваться в школьных условиях к новому окружению и требованиям.
- Следите за тем, чтобы ребёнок чередовал обучение в школе с полноценным отдыхом.
Утомление – закономерный результат любой работы, но оно не должно накапливаться. Врачи настаивают на обязательной организации дневного сна для первоклассников-шестилеток, которые остаются в группе продлённого дня. Другой способ восстановления сил после школьных занятий – прогулка на свежем воздухе, желательно с подвижными играми.
- Помните: готовность ребёнка к школьному обучению определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием.