Первый этап сексуального развития детей. Охватывает возраст от рождения до 7 лет. в течение этого времени ребёнок должен научиться решить задачу полового самоопределения. Для этого ему необходимо убедиться, что половая принадлежность человека определяется строением генитальной сферы. Пытаясь получать требуемую для решения этой задачи информацию, ребёнок предпринимает ряд исследовательских действий: задаёт «неудобные» вопросы, подглядывает за обнажением других людей, придумывает игры с раздеванием, пробует мастурбировать.
Основным ключом к выбору взрослыми правильной позиции по отношению к исследованию ребёнком генитальной сферы человека является понимание того, что все подобные действия лишены эротической подоплёки и являются условием становления полового самосознания ребёнка.
Как отвечать на вопросы детей. Необходимо отвечать на все задаваемые ребёнком вопросы, даже если они первоначально вызывают у взрослого смущение, при этом следует соблюдать ряд правил:
-
Ответы должны быть правдивыми, а иначе, если ребёнку солгать, рано или поздно он об этом узнает и потеряет доверие к взрослому, в дальнейшем со своими вопросами он будет обращаться к другим источникам информации, которые могут оказаться не самыми приемлемыми;
-
Ответы необходимо давать в форме, доступной пониманию ребёнка, так как слишком витиеватый либо наукообразный ответ для детей равносилен его отсутствию;
-
Следует помнить, что интерес ребёнка к затрагиваемой теме, как правило поверхностный и не требует чрезмерной детализации, и, чтобы понять, насколько углубляться в обсуждение, желательно выяснить, что ребёнку уже известно, но выяснение не должно носить характер допроса.
Какова должна быть реакция взрослых на интерес детей к обнажённому человеческому телу. Реакция взрослых на интерес детей к обнажённому человеческому телу (подглядывание, рассматривание иллюстративной литературы и т.п.) должна быть взвешенной и спокойной, оптимальный подход – рассуждать и учить.
Данный интерес ребёнка может быть использован для осуществления связи полового воспитания с эстетическим. В связи с этим детей надо учить тому, что в обнажённости нет ничего порочного, что человеческое тело прекрасно и им можно любоваться. Многие шедевры живописи воспевают эстетику сексуальных отношений. Однако эти отношения красивы только тогда, когда пронизаны любовью и чувственностью. Развитию такого восприятия могут способствовать книги по искусству с изображением обнажённых людей, а также посещение музеев и картинных галерей.
Интерес ребёнка к обнажённому человеческому телу может быть использован для осуществления связи полового воспитания с нравственным. Ребёнку следует объяснить, что существуют правила поведения, которые должны выполняться всеми. К примеру, есть места на теле человека (они называются интимными), которые не принято никому показывать, и никому нельзя разрешать до них дотрагиваться. Это позволительно делать самому ребёнку, его родителям, а также докторам, которым родители доверяют. Точно также неправильным считается подглядывать за чужими интимными местами. Люди, которые нарушают данные правила, ведут себя неприлично, и окружающим это не нравится.
Интерес ребёнка к обнажённому человеческому телу целесообразно использовать для предотвращения сексуального насилия над ним. Вполне уместно рассказать ребёнку о том, что бывают взрослые люди, которые хотят подглядывать за интимными местами детей и трогать их. Это очень плохие люди. Поэтому малыш должен твёрдо усвоить, что при столкновении со взрослыми людьми, которые захотят добраться до его интимных мест, ребёнку надо убегать, громко звать на помощь и незамедлительно рассказать о случившемся папе и маме.
Как относиться к мастурбации ребёнка. Мастурбация ребёнка дошкольного возраста, если она не приобрела навязчивый характер, абсолютно безвредна. Как и остальные действия по исследованию генитальной сферы, она самопроизвольно прекращается после того, как у ребёнка сформируется половое самосознание. Если родители столкнулись с онанизмом ребёнка, правильнее всего отвлечь его от этого занятия. Чтобы малыш не злоупотреблял мастурбацией, не надо позволять ему подолгу нежиться в постели. Следует сделать его день активным, чтобы ребёнок к вечеру уставал (но не переутомлялся). Желательно, чтобы кто-то из родителей присутствовал при засыпании ребёнка и заботился о том, чтобы руки малыша находились поверх одеяла.
В случаях, когда мастурбация приобретает навязчивый характер, необходимо искать причину данного явления. Наиболее частыми считаются три причины : глистная инвазия, отсутствие должного гигиенического ухода за телом ребёнка и недостаток родительской ласки. В каждом из перечисленных случаев избавление от навязчивости произойдёт после ликвидации причины:
-
Отсутствие должного гигиенического ухода за областьюпромежности ведёт к появлению зуда, пытаясь избавиться от которого ребёнок постоянно касается половых органов, стимулируя тем самым расположенные там эрогенные зоны, поэтому ежедневные купания и подмывания являются эффективным решением проблемы;
-
Наличие гельминтов – остриц, паразитирующих в области заднего прохода, вызывает зуд в области промежности со всеми вытекающими из этого последствиями, поэтому избавление от мастурбации зависит от успешности лечения глистной инвазии;
-
Нехватка телесного контакта с родителями (который обычно выражается в виде поглаживаний, пощипываний, игр в «кучу-малу» или «козу рогатую» и т.п.) лишает ребёнка важнейшего источника положительных эмоций и, пытаясь восполнить этот дефицит, дети закономерно прибегают к мастурбации.
-
Осуществляя половое воспитание детей любого возраста, взрослые не должны нарушать важнейшее его правило: сексуальность ребёнка нельзя ни искусственно тормозить, ни искусственно стимулировать. Это значит, что ребёнка нельзя ругать и наказывать за его интерес к строению и функционированию гениталий человека. Точно также не следует провоцировать у детей каким-либо способом (например, чрезмерно детальной информацией) преждевременные эротические переживания. Любое нарушение данного правила чревато отклонениями в развитии сексуальности ребёнка.
Составитель врач-сексолог Г.В.Лагонда.